СТАТЬЯ
07.12.2025
Фрикционные диски в гидротрансформаторе обеспечивают передачу крутящего момента без рывков.
Они работают под высоким давлением и температурой, и со временем изнашиваются — особенно при агрессивной езде, перегреве или несвоевременной замене масла в АКПП.
Износ фрикционов приводит к проскальзыванию, вибрациям и потере эффективности трансмиссии. Если вовремя не провести ремонт гидротрансформатора, последствия могут быть серьёзными — от загрязнения гидроблока до капитального ремонта коробки.
Один из первых сигналов — характерные дрожания и вибрации, особенно при плавном разгоне.
Фрикционы теряют сцепление, и гидротрансформатор не может передавать крутящий момент плавно.
Это заметно на скоростях 40–80 км/ч, когда начинается блокировка гидротрансформатора.
Если коробка «задумывается» при смене передач или обороты растут без ускорения — вероятно, фрикционные накладки проскальзывают.
Такой эффект часто сопровождается запахом гари и повышением температуры масла.
Изношенные фрикционы нарушают баланс внутри гидротрансформатора, что вызывает рывки при включении передач «D» или «R».
Со временем удары становятся сильнее, и это приводит к износу подшипников и сальников.
Фрикционы при износе выделяют мелкую пыль, которая окрашивает масло в тёмный цвет.
Если при проверке уровень масла нормальный, но жидкость мутная или с запахом гари — это повод провести диагностику АКПП.
Иногда из-за перегрева происходит утечка масла АКПП, что ускоряет разрушение накладок.
Современные АКПП фиксируют малейшие отклонения в работе гидротрансформатора.
Ошибки P0741, P0744 или P2761 указывают на проблемы с блокировкой и проскальзыванием муфты.
После их появления нужно как можно скорее провести диагностику гидротрансформатора — иначе повышенная нагрузка повредит гидроблок.
Проверить состояние фрикционов можно только после снятия и вскрытия гидротрансформатора.
В процессе выполняется:
Только специализированный сервис с оборудованием для стендовой проверки сможет точно определить степень износа и необходимость ремонта.
Износ фрикционов гидротрансформатора — одна из самых частых причин рывков, вибраций и пробуксовок АКПП.
Чем раньше обнаружен дефект, тем выше шанс восстановить коробку без капитального ремонта.
Плановое обслуживание, замена масла в АКПП и своевременная диагностика гидротрансформатора помогут продлить срок службы трансмиссии и избежать дорогостоящего ремонта.